История бисера

         бисерРабота с бисером – это очень древний вид рукоделия. История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. Как, где и когда было получено стекло и сейчас доподлинно неизвестно. Согласно одной легенде корабль, который вёз соду из Египта в Финикию, был выброшен на берег реки Белус. Она находилась в части Левантийского побережья, называемого Финикией. Когда купцы занялись приготовлением пищи, то не нашли поблизости никаких камней для того, чтобы сложить очаг. Поэтому, чтобы сложить печь, они принесли куски спрессовавшейся соды с корабля. Песок на берегу смешался при высокой температуре с содой, и полупрозрачными потоками новой жидкости стал вытекать из печи, застывая снаружи. Так было изобретено стекло.

    По другой версии возникновение стеклоделия связывают с Древним Египтом. Основанием для этого выступают многочисленные свидетельства, которые были получены в археологических раскопках. Вот так, почти 6 тысяч лет назад возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Постепенно технологии совершенствовались, бусы делали всё мельче и мельче. Так и появился бисер. По-арабски он назывался «бусра» или «бусер», что в переводе означает «фальшивый жемчуг».

         После завоевания Египта римлянами, производство стекла и бисера распространилось в Римской империи, а после её распада и раскола на два государства, центр стеклоделия был перенесён в Византию. После того, как Константинополь взяли турецкие войска, Византия перестала существовать. И многие мастера переселились в другие государства. Особенно много их оказалось в Венеции. Благодаря этому изготовление стекла и бисера достигло здесь пика своего развития и расцвета. Венеция надолго осталась центром бисерного производства. Венецианские купцы поставляли бисер по всей Европе, Азии, а когда была открыта Америка, то основным поставщиком ей стекла и бисера также стала Венеция.

        После нескольких крупных пожаров в Венеции все стеклодельные мастерские в 1221 году были перенесены на остров Мурано. Мастера-стекольщики, жившие на этом острове, пользовались большими привилегиями. Но им под страхом смертной казни и конфискации имущества запрещалось выезжать за границу и вывозить необработанное стекло, по составу которого можно было бы знать секреты его изготовления. Так Венецией охранялась монополия на производство стекла. Венецианским бисером украшалось многое: сумочки, подушечки, шкатулки, им оплетали сосуды. Но для украшения светской одежды использовали жемчуг. В 18 веке большую конкуренцию Венеции составили стеклоделы Богемии (Северная Чехия). Их стекло было более тугоплавким, так как вместо соды использовали поташ, древесную золу, и работать с ним было труднее. Но этот бисер ценился за прочность, уникальное гранение, чистоту стекла.

       Благодаря конкуренции между Венецией и Чехией производство бисера совершенствовалось, всё более разнообразными становились цвет и форма бисера.бисер

    Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в 19 веке. В это время во Франции возникла мода на использование бисера в отделке в отделке городского костюма и разных аксессуаров – сумочек, косынок, шарфов. А в 1880 году известные парижские фирмы включили чёрный бисер и стеклярус в оформление женских нарядов из тёмных и чёрных тканей. Если украшали городской костюм, то брали стеклярус и бисер в тон ткани – синий по синему, красный по красному. Стеклярус и бисер были незаменимыми для отделки траурных платьев. В первый год траура по старинному обычаю нельзя было носить украшения из драгоценных камней и золота.

    Известные модельеры активно используют бисер, стеклярус, бусины для украшения одежды. В нарядах, расшитых бисером, с удовольствием ходят модницы и красавицы наших дней.

Развитие бисерного производства и рукоделия в России

         С древних времён изделия из стекла были известны на территории России. В скифу-сарматскую эпоху в качестве украшения использовали бусы разные племена. Очень мелкие бусы, напоминающие бисер, любили носить женщины на Киевской Руси. Стеклоделательные мастерские существовали во многих крупных центрах ремесленного производства, в частности в Киеве, Новгороде, Чернигове. Но нашествие монголо-татар на долгое время остановило развитие ремесла на Руси.

        В 17 веке на Руси начинает  активно использоваться привозной бисер и стеклярус для мены в торговле с народами Сибири. В то время стеклярус и бисер ценились невысоко, одежду и костюмы украшали в основном жемчугом. И в это же время предпринимались попытки наладить производство стекла и бисера в России. Был построен стеклянный завод в подмосковном селе Измайлово. Были отправлены посланники в Италию, чтобы нанять на службу мастеров-стекольщиков. Этот завод проработал до 1706 года.

      Но в 18 веке использование бисера и стекляруса расширилось. Стали появляться предметы, используемые в повседневном быту, украшенные чехлами из бисера. В качестве картин и панно использовали бисерно-стеклярусные вышивки. Они же служили и настенными покрытиями, заменяющими обивку. Также бисером стали расшивать оклады икон, образки, появились бисерные чётки.

     вышивка бисером И снова, уже в 1724 году, была предпринята вторая попытка наладить производство бисера в России. И было предложение, которое поступило от советника коммерц-коллегии Андрея Кассинена, отправить некоторых молодых людей в Италию для обучения и пригласить в Россию венецианских мастеров.

       19 столетие связано с расцветом бисерного рукоделия в России. Дамы светского общества, купчихи, горожанки и крестьянки – все пробовали свои силы в этом виде народного творчества. И увлекались этим не только женщины, но и мужчины. Многие вещи выходили из рук крепостных рукодельниц помещичьих мастерских и мастериц монастырей. Во второй половине 19 века интерес к бисеру и стеклярусу постепенно падал, но в конце века вспыхнул с новой силой. Стало модным использовать бисер для отделки предметов интерьера. К примеру, из разноцветного стекляруса делали бахрому на скатертях, абажурах, занавесках. А из Франции пришла мода использовать бисер и стеклярус в отделке дамских костюмов и различных дополнений к одежде.

         Намного шире использовали бисер, стеклярус и бусы в отделке одежды в начале 20 века. Ими вышивали орнаменты, ими плели бахрому, которой потом обшивали детали платьев, костюмов и накидок. В это же время начали готовить мастеров бисерного рукоделия в Петербургской школе народного творчества и в школах художественных рукоделий многих крупных городов России. После революции 1917 года все они были закрыты. Но остались люди, которые любили бисер и умели создавать из него чудесные уникальные вещи.

      Начиная с 1970 года, в стране стало возрождаться бисероплетение, совершенствовались известные техники, создавались новые. К 1990 году занятие бисером стало одним из любимых и модных видов рукоделия. И  это время была предпринята последняя попытка наладить производство отечественного бисера. В Харькове было организовано производство бисера хорошего качества, разных размеров и цветов. Но после распада Советского Союза производство было закрыто.

Поделиться в социальных сетях:

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс
  • Ваше имя: *
    Ваш e-mail: *
Соглашение о разделе наследства и выделении из наследственного имущества доли наследника